Восемь правил эффективного веб-текста

Текст для интернет-сайта заметно отличается от бумажных аналогов. При его создании имеет смысл соблюдать несколько правил.

Текст должен быть кратким. Средний объем веб-текста - в два-три раза короче «бумажного» варианта. Во-первых, длинный текст непросто читать с экрана монитора. Во-вторых, среднестатистический пользователь интернета ищет возможность быстро ознакомиться с проблемой и не будет изучать «развернутое исследование». Максимальный размер текста не должен превышать объем 2-3-х машинописных страниц. Если Ваш текст больше - предложите пользователю загрузить его на компьютер в формате DOC или PDF.

Разбивайте текст на мелкие блоки. По статистике, человек читает с экрана на 25% медленнее, чем книгу или газету. Воспринимать электронный текст тяжело и утомительно для зрения. Вывод прост: избегайте больших, монотонных абзацев. Пусть каждая часть вашего текста занимает 3-6 строчек, разделенных пустыми областями - на них глаз сможет отдохнуть.

Будьте конкретны и информативны. Пользователь ищет в интернете конкретную информацию. Подайте ее в ясном информативном виде. Избегайте излишней художественности, «воды». На растянутый текст у посетителя, скорее всего, не хватит терпения. Не надо ударятся в другую крайность - излишне сухой текст может показаться неинтересным. Тропы, метафоры и художественный стиль должны стать «соусом», придающим пикантность конкретной фактической информации.

Идите от общего к частному. Золотое правило журналистики гласит: в начале текста излагается сжатое содержание всего материала, которое раскрывается в последующих абзацах. Используйте «лид» (lead) - первый абзац, который в сжатой, краткой форме сообщит читателю о том, что ждет его в тексте.

Используйте «цепляющий» заголовок. Пользователи интернета уделяют заголовкам гораздо больше внимания, чем читатели «бумажных» текстов. Фактически мнение о веб-тексте складывается сразу после прочтения заглавия. Встаньте на место потенциального читателя и придумайте такой заголовок, который убедит его в необходимости прочитать весь ваш текст.

Идите от проблемы к решению. Условно разбейте свой текст на две логические части. В первой - поставьте перед читателем проблему. Во второй - обозначьте пути ее решения.

Логически развивайте текст от начала до конца. Пусть каждое следующее предложение вашего текста будет логическим продолжением предыдущего. За первую фразу должна цепляться вторая, за вторую - третье. Находясь во власти «логической цепочки» читатель просто не сможет оторваться от вашего текста!

Используйте ключевые слова. Ваш текст будут читать не только люди, но и роботы поисковых машин. В нем обязательно должны присутствовать те слова и выражения, которые ваш посетитель, скорее всего, наберет в поисковой строке. Хотите сделать свой текст популярным? Тогда поставьте себя на место читателя и подумайте, с помощью каких слов вы бы хотели найти в интернете ваш собственный текст.

 

Жданов Кирилл
Специально для медиа-агентства "MAYE"